Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска «Гимназия № 9
имени Героя Российской Федерации
Немыткина Михаила Юрьевича»

Сегодня: понедельник, 18 февраля 2019 г.  

Сведения
об образовательной
организации

Образование

Программы

ООП ООО

Содержательный раздел ООП ООО п.2.1


Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования п.2.1

2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков), включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Структура настоящей программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.

2.1.1. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС.

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся на уровне основного общего образования способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

В соответствии с указанной целью программа развития УУД на уровне основного общего образования определяет следующие задачи:

  • организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей (законных представителей) в развитии универсальных учебных действий на уровне основного общего образования;
  • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;
  • включение развивающих задач, как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
  • обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального общего к основному общему образованию.

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. УУД представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача на уровне начального общего образования «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «инициировать учебное сотрудничество».

2.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса.

Принципы формирования УУД на уровне основного общего образования:

  1. формирование УУД — задача, сквозная для всего образовательного процесса (урочная, внеурочная деятельность);
  2. формирование УУД обязательно требует работы с предметным или междисципдинарным содержанием;
  3. преемственность по отношению к уровню начального общего образования, но с учетом специфики подросткового возраста. Специфика подросткового возраста заключается в том, что возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ;
  4. отход от понимания урока как ключевой единицы образовательного процесса (при формировании УУД гибко сочетаются урочные, внеурочные формы, а также самостоятельная работа учащегося);
  5. при составлении учебного плана и расписания сделан акцент на наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию (см. III. Организационный раздел 3.1. Учебный план основного общего образования).

По отношению к уровню начального общего образования программа развития УУД сохраняет преемственность, однако учебная деятельность в основной школе приближена к самостоятельному поиску теоретических знаний и общих способов действий (см. ООП НОО МБОУ гимназии № 9). В этом смысле, работая на этапе основного общего образования, педагог учитывает — индивидуализацию образовательного процесса и умение инициативно разворачивать учебное сотрудничество с другими людьми.

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников уровня основного общего образования будут сформированы познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Для успешной деятельности по развитию УУД занятия проводятся в разнообразных формах: уроки одновозрастные и разновозрастные; занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, круглые столы и пр., с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.

Решение задачи формирования УУД на уровне основного общего образования происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках факультативов, кружков, элективных курсов (см. III. Организационный раздел 3.1.2. План внеурочной деятельности).

<...>

Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования п.2.1

Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска
«Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича»

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© МБОУ гимназия № 9, 2019.
Разработка, дизайн, ведение и поддержка: Татьяна Косых, Альберт Пугаченко